Способны ли белорусские суды защищать интересы простых граждан?
Большинство белорусов отвечает однозначно – нет. Отсутствие доверия к
судам – не только результат многочисленных политических процессов,
которые стали настоящим позором для всей судебной системы, в обычных
процессах ситуация ничем не лучше.
В
случае, когда в суде рассматривается дело простого гражданина (либо
частной кампании) против государственного чиновника либо
государственного предприятия – шансов добиться правды практически нет. Причина
очевидна – полная зависимость судей от исполнительной власти. На данный
момент президент назначает на должность и освобождает от должности всех
судей страны (по новой редакции Конституции, введенной после
референдума 1996 г. ). Исключение — шесть судей Конституционного суда,
которые избираются верхней палатой парламента. Белорусские суды стали частью исполнительной власти, а судьи приравнены к чиновникам, во всем зависящим от президента. Как
может чиновник, назначенный исполнительной властью судить свое
начальство? На чью сторону станет судья, полностью зависящий от главы
исполнительной власти – простого гражданина страны или
чиновника/государственной кампании? Ответ на этот вопрос очевиден.
Для того, чтобы вернуть доверие к судебной системе, от судей требуется
только одно — выносить решения исключительно на основании законов, перед
которыми все граждане равны. Но заставить судей служить
гражданам страны, можно только в том случае, если судьи будут зависеть
от простых граждан, а не от одного президента.
Именно поэтому белорусские христианские демократы предлагают избирать судей первого
звена системы общих судов — мировых судей, в компетенции которых будет
находится рассмотрение малозначительных гражданских дел, отдельных
категорий уголовных дел и дел об административных правонарушениях.
Мировой судья избирается населением соответствующей муниципальной
единицы. На практике это означает, что жители, к примеру, Фрунзенского
района Минска на выборах избирают мирового судью для своего района.
Подобная практика избрания судей существует в США. Должность судьи там –
должность выборная. Для того, чтобы стать судьей в США, претенденту не
только необходимо иметь соответствующее образование, он должен
проработать более 15 лет на общественных началах, быть публичным
человеком, заслужить авторитет и уважение граждан. Только после этого
ему позволят избираться. При этом юридическое образование в США может
быть только вторым (это значит, что каждый юрист имеет как минимум два
образования).
Белорусская христианская демократия предлагает
проект комплексной реформы судебно-правовой системы страны. Суть ее
состоит в том, чтобы обеспечить независимость судей от исполнительной
власти. Кроме прямой выборности населением мирового судьи как низшего
звена системы судов общей юрисдикции, предлагается также следующее:
- децентрализация судебной системы за счет функционального разделения форм судебной власти;
- максимальное приближение суда к гражданину, экстерриториальный характер основного звена судебной системы;
- участие народа в правосудии в качестве присяжных;
- создание специализированных административных и ювенальных судов;
- освобождение судов от несвойственных им функций;
- уменьшение размера государственной пошлины до уровня, не являющемся препятствием для обращения в суды.
Из важных новшеств реформы судебной системы, предложенной БХД, можно также выделить учреждение системы административных судов, рассматривающих жалобы граждан на действие (бездействие) любых органов управления и самоуправления, администрации и чиновников.
Предлагается создать суды для несовершеннолетних по
причине необходимости особого внимания к личности несовершеннолетнего,
выяснения причин, которые стали основанием для совершения
правонарушения, а также определения особых мер наказания.
Несменяемость —
еще один важный принцип, обеспечивающий не¬зависимость судьи, который
необходимо ввести в практику судебной системы страны. В соответствии с
принципом несменяемости (гарантией независимости) лицо, назначенное на
судебную должность, нельзя без его согласия не только отстранить или
уволить (за исключением перечисленных оснований), но и перевести на
другую более низкую или более высокую должность. Судьи могут быть
временно отстранены от должности и уволены только по причине их
неспособности выполнять обязанности. Практически, согласно предложениям
БХД, карьеру судьи может прервать физическое состояние судьи, не
позволяющее нормально осуще¬ствлять судебную деятельность, либо
совершение преступле¬ния или грубое нару¬шение этических и моральных
норм. Судьи сохраняют свои должности до тех пор, пока их поведение
безупречно.
В целом, судебная реформа должна коренным образом
изменить правовой статус судей, закрепить их независимость, обеспечить
несменяемость и неприкосновенность, приличное материально-бытовое и
социальное положение.
Источник: naviny.by
Рэсурс прысвечаны праекту новай праграмы аргкамітэту Беларускай Хрысціянскай Дэмакратыі. Згодна з рашэннем 4-га з'езду партыі, які прайшоў 17 снежня 2011 году, быў распачаты працэс абнаўлення праграмы партыі. Для працы над праектам новай праграмы прыцягваліся беларускія эксперты і навукоўцы. Праект праграмы прайшоў знешнюю экспертную ацэнку. Сябры аргкамітэту БХД, а таксама ўсе зацікаўленыя грамадзяне запрашаюцца да актыўнага абмеркавання палажэнняў праграмы.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий